Антропогенные катастрофы, то есть катастрофы, вызванные деятельностью человека, известны с давних времен. Они стали возникать, как только цивилизаторская активность древнего человечества достигла таких масштабов, которые начали нарушать естественное природное равновесие.

Первые кризисы были исключительно экологического характера: истощение пастбищных, охотничьих, посевных земель, вызванное, как правило, их чрезмерной эксплуатацией, заставляло племена и народы покидать обжитые места и мигрировать за сотни и тысячи километров от прежней территории обитания. Менялась геополитическая карта тогдашнего мира.

На суше и на море

Первой по-настоящему задокументированной катастрофой такого рода стала гибель фрегата "Ваза" королевского военно-морского флота Швеции.

Этот корабль был последним достижением конструкторской мысли. На фрегат возлагались большие надежды. Швеция должна была стать владычицей океанов. Однако фрегат, торжественно спущенный на воду 10 августа 1628 года, после первого же парадного залпа накренился и на глазах тысяч зрителей исчез под водой. Из команды спаслись лишь несколько человек. Причины трагедии выяснились только через три с половиной века, когда фрегат был поднят со дна. Обнаружился фатальный просчет конструирования: в жертву скорости были принесены поперечные размеры судна. Корабль получился слишком "узким" и не имел устойчивости.

Вот наиболее известные техногенные катастрофы послевоенного времени.
1952 год - промышленный туман над Лондоном; он стал причиной смерти от 4 до 12 тысяч людей. 1955 год - взрыв на линкоре "Новороссийск", погибли 607 человек. Конец 1950-х годов - загрязнение токсичными отходами залива Минамата (Япония), пострадали местные рыбаки. 1957 год - взрыв под Челябинском на химкомбинате "Маяк", производившем плутоний; Восточно-Уральский радиоактивный след накрыл громадную территорию. 1963 год - прорыв плотины Вайонт (Италия), в ревущем потоке воды погибли более двух тысяч жителей. 1963 год - гибель в Атлантическом океане американской подводной лодки "Трешер", могилу в пучине вод нашли 129 членов экипажа. 1967 год - катастрофа с танкером "Торри Каньон"; в море вылилось 100 тысяч тонн нефти, был отравлен весь берег Корнуолла (Англия). 1977 год - столкновение двух "боингов" в аэропорте "Санта-Крус", погибли 582 человека. 1978 год - катастрофа с супертанкером "Амоко Кадис" в Бискайском заливе, вылилось 223 тысячи тонн нефти, было отравлено побережье Бретани. 1984 год - трагедия на химическом заводе в Бхопале (Индия), погибли 20 тысяч человек, пострадали около 500 тысяч. 1986 год - взрыв американского космического корабля "Челленджер", погибли семь астронавтов. 1986 год - взрыв на третьем энергоблоке Чернобыльской атомной станции, от последствий аварии пострадали миллионы людей. 1986 год - столкновение в Цемесской бухте теплохода "Адмирал Нахимов" и сухогруза "Петр Васев", погибли 423 человека. 1988 год - столкновение самолетов на авиационном празднике в Рамштайне (Германия), результат - 70 погибших, более 300 раненых.1989 год - гибель в Северном море подлодки "Комсомолец", вместе с ней на дно ушли 42 члена команды. 1994 год - гибель в Балтийском море парома "Эстония", количество жертв - 900 человек.

А вот некоторые катастрофы последнего времени.
Гибель подводной лодки "Курск" в Баренцевом море: погибли 118 членов команды. Столкновение двух самолетов над Боденским озером, разделяющим Швейцарию и Германию: погибли оба экипажа и все пассажиры. Столкновение поездов со взрывчатыми веществами в Ренчхоне (Северная Корея): погибли примерно 160 человек, 1300 ранены. Взрыв газа при утечке из магистрального газопровода в бельгийском городе Ат: погибли 14 человек. Автобус и два автомобиля рухнули в реку из-за обвала моста в Португалии: погибли более 70 человек.

Всё наше существование протекает в условиях непрекращающегося сражения. Личная безопасность давно стала иллюзией. Снаряды падают совсем рядом, нет никаких гарантий, что следующим ударом не накроет тебя. Особенно впечатляет статистика дорожно-транспортных происшествий. В конце XX века автокатастрофы ежегодно уносили примерно 250 тысяч жизней. По осторожным прогнозам экспертов, в первой четверти XXI века на дорогах погибнет, по крайней мере, миллион человек, в десять раз больше людей в той или иной степени пострадают.

На безопасность нельзя рассчитывать даже у себя дома. Взрывы при утечках бытового газа, обрушение перекрытий, возгорания от неисправной электропроводки давно стали повседневной реальностью. Никакие меры предосторожности не помогают. Техника, призванная защищать человека, оборачивается его злейшим врагом. Она требует все новых и новых жертв. На суше, на море, в воздухе, под землей. На улице, на производстве, в квартире, в офисе, в поезде, в самолете. Где бы человек ни находился, чем бы ни занимался, хоть простым перекладыванием бумаг, у него всегда есть шанс пойти на заклание.

И, что самое тревожное, процесс этот обретает все большую интенсивность.

 

Однако с повышением качества сельскохозяйственных технологий кризисы этого типа, хотя и продолжали напоминать о себе (а для некоторых регионов планеты они актуальны и в настоящее время), отодвинулись, тем не менее, на второй план. Появление новых видов базисных зерновых культур - риса, кукурузы, пшеницы, культур повышенной продуктивности, устойчивых к колебаниям климата и вредителям, - сделало очевидным, что данная проблема, в принципе, решена и окончательному снятию ее с повестки дня препятствуют не столько сложности технологий, сколько политики.

Кошмар Великого голода, тысячелетиями нависавший над человечеством, рассеялся. Мир обрел уверенность, какой никогда прежде не знал. Зато, будто демон, дожидавшийся своего часа, выросла другая проблема, не менее грозная и масштабная.

За относительную независимость от природы, за победу над древними демонами голода и стихий человечество заплатило тем, что пробудило нового монстра, силы которого кажутся неисчислимыми.
Имя ему - техногенные катастрофы.

 

Виды техногенных катастроф

 

По субъективному отношению:

  • вызванные халатностью обслуживающего персонала;
  • вызванные внешними факторами (кораблекрушение);
  • вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования технологических систем.

По объекту:

  • «индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой промышленности, прорыв трубопроводах или аварии на АЭС),
  • «транспортные» (Авиакатастрофа, крушение поезда, кораблекрушение, ДТП и пр.)

По месту возникновения

  • аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории ( авария на Чернобоьской АЭС, авария на АЭС в Фукусиме (Япония));
  • аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
  • аварии на химически опасных объектах с выбросом (выливом, утечкой) в ОС СДЯВ,
  • аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях) осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в ОС;
  • авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;
  • столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлекшие за собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах.
  • аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;
  • аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение ОС в непосредственной близости от населенных пунктов;
  • аварии в энергосистемах;
  • аварии на очистных сооружениях;
  • гидродинамические аварии;
  • прорыв плотин, дамб; (Авария на Саяно-Шушенской ГЭС)
  • пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

 

(с) Перевозчикова Кристина

Бесплатный хостинг uCoz