Антропогенные катастрофы, то есть катастрофы, вызванные деятельностью человека, известны с давних времен. Они стали возникать, как только цивилизаторская активность древнего человечества достигла таких масштабов, которые начали нарушать естественное природное равновесие. Первые кризисы были исключительно экологического характера: истощение пастбищных, охотничьих, посевных земель, вызванное, как правило, их чрезмерной эксплуатацией, заставляло племена и народы покидать обжитые места и мигрировать за сотни и тысячи километров от прежней территории обитания. Менялась геополитическая карта тогдашнего мира. На суше и на мореПервой по-настоящему задокументированной катастрофой такого рода стала гибель фрегата "Ваза" королевского военно-морского флота Швеции. Этот корабль был последним достижением конструкторской мысли. На фрегат возлагались большие надежды. Швеция должна была стать владычицей океанов. Однако фрегат, торжественно спущенный на воду 10 августа 1628 года, после первого же парадного залпа накренился и на глазах тысяч зрителей исчез под водой. Из команды спаслись лишь несколько человек. Причины трагедии выяснились только через три с половиной века, когда фрегат был поднят со дна. Обнаружился фатальный просчет конструирования: в жертву скорости были принесены поперечные размеры судна. Корабль получился слишком "узким" и не имел устойчивости. Вот наиболее известные техногенные катастрофы послевоенного времени. А вот некоторые катастрофы последнего времени. Всё наше существование протекает в условиях непрекращающегося сражения. Личная безопасность давно стала иллюзией. Снаряды падают совсем рядом, нет никаких гарантий, что следующим ударом не накроет тебя. Особенно впечатляет статистика дорожно-транспортных происшествий. В конце XX века автокатастрофы ежегодно уносили примерно 250 тысяч жизней. По осторожным прогнозам экспертов, в первой четверти XXI века на дорогах погибнет, по крайней мере, миллион человек, в десять раз больше людей в той или иной степени пострадают. На безопасность нельзя рассчитывать даже у себя дома. Взрывы при утечках бытового газа, обрушение перекрытий, возгорания от неисправной электропроводки давно стали повседневной реальностью. Никакие меры предосторожности не помогают. Техника, призванная защищать человека, оборачивается его злейшим врагом. Она требует все новых и новых жертв. На суше, на море, в воздухе, под землей. На улице, на производстве, в квартире, в офисе, в поезде, в самолете. Где бы человек ни находился, чем бы ни занимался, хоть простым перекладыванием бумаг, у него всегда есть шанс пойти на заклание. И, что самое тревожное, процесс этот обретает все большую интенсивность.
Однако с повышением качества сельскохозяйственных технологий кризисы этого типа, хотя и продолжали напоминать о себе (а для некоторых регионов планеты они актуальны и в настоящее время), отодвинулись, тем не менее, на второй план. Появление новых видов базисных зерновых культур - риса, кукурузы, пшеницы, культур повышенной продуктивности, устойчивых к колебаниям климата и вредителям, - сделало очевидным, что данная проблема, в принципе, решена и окончательному снятию ее с повестки дня препятствуют не столько сложности технологий, сколько политики. Кошмар Великого голода, тысячелетиями нависавший над человечеством, рассеялся. Мир обрел уверенность, какой никогда прежде не знал. Зато, будто демон, дожидавшийся своего часа, выросла другая проблема, не менее грозная и масштабная. За относительную независимость от природы, за победу над древними демонами голода и стихий человечество заплатило тем, что пробудило нового монстра, силы которого кажутся неисчислимыми.
|
Виды техногенных катастроф
По субъективному отношению:
По объекту:
По месту возникновения
|
(с) Перевозчикова Кристина |